Бесплатная горячая линия

Правильное составление жалобы: о чем нужно знать

Подача жалобы является универсальным механизмом взаимодействия с различными госструктурами. В большинстве случаев для решения проблемы достаточно пожаловаться в нужную организацию, и вопрос будет решен без необходимости обращаться в суд и тратиться на адвоката. Грамотно составленная жалоба позволяет сэкономить как время, так и деньги. И о том, как правильно жаловаться, мы поговорим ниже.

Что такое жалоба

В соответствии со статьей 33 Конституции РФ, граждане вправе обращаться в любые госорганы, в том числе, и с жалобами. Жаловаться можно по ряду причин. Например, на работу коммунальщиков, если мусорный контейнер переполнен. В данном случае человек выступает не обычным ябедой, а небезразличным гражданином, который хочет сделать свой город лучше.

Существует даже отдельный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Слово «жалоба» в его названии отсутствует, поскольку официально чиновникам направляются обращения. И правила работы с такими заявками одинаковы для любого ведомства. Чиновники не вправе отказать гражданину в приеме жалобы, ровно как и оставить такое обращение без рассмотрения.

Существуют и определенные исключения из правил. Например, сообщения о преступлении должны регистрироваться немедленно. Также порядок работы по таким обращениям несколько отличается от общепринятого.

Закон запрещает преследование граждан за подачу жалобы. Таким образом, критиковать работу госорганов или должностных лиц можно свободно – никакого наказания за это не предусмотрено. А вот за оскорбление могут наказать.

Чем жалоба отличается от претензии или заявления

Претензия возникает при наличии договорных отношений. Например, два ИП договорились о поставке продукции и заключили договор. Поставщик это соглашение не выполнил, и остался должен денег заказчик. Чтобы вернуть средства, последний должен предъявить претензию ИП, дождаться ответа, и только потом можно будет идти в суд.

В подобной ситуации направление жалобы – затея бессмысленная, поскольку речь идет о договорных отношениях между индивидуальными предпринимателями. Другое дело, если физлицо покупает товар в магазине для собственных нужд. Если продукция окажется некачественной, то это будет уже нарушением прав потребителей. В таком случае можно будет жаловаться в Роспотребнадзор.

Таким образом, жалоба возможна в ситуациях, когда между сторонами отсутствуют взаимные обязательства, а имеет место только обязательство одной стороны. В большинстве случаев это обязательство госоргана по соблюдению прав гражданина.

Например, человек обратился в суд, но секретарь потерял его исковое заявление. Суд – это государственный орган, а потому у гражданина возникает основание для жалобы. Другой пример – Роспотребнадзор отказался принимать заявление. Такое так же не допустимо. Как и суд, Роспотребнадзор – госорган, а соответственно его сотрудники нарушили права заявителя. И это повод для подачи жалобы.

Жалуясь, гражданин будет требовать устранить нарушение своих прав. Также он может попросить наказать виновных.

Когда и куда можно жаловаться

Рассмотрим наиболее распространенные случаи для подачи жалобы:

  1. По факту мошенничества. Мошенничество является уголовным преступлением. Поэтому писать следует не жалобу, а заявление о привлечении к уголовной ответственности. Жалоба же, поданная в Роспотребнадзор или прокуратуру, в этом случае не поможет. Мошенничество не касается прав потребителей, а прокуроры не занимаются поимкой аферистов – это входит в обязанности полицейских.
  2. На городскую администрацию. Сюда в большинстве случаев подают жалобы, касающиеся вопросов благоустройства города. Нарушения прав граждан со стороны городской администрации – это не редкость. Жаловаться на подобные действия можно практически в любое ведомство, министерство, суд или прокуратуру.
  3. На застройщика. Здесь ситуация обстоит несколько сложнее. Многое зависит от того, что именно было нарушено, и как это прописали в договоре. Например, если произошло нарушение законных прав дольщика, то жалобу можно подавать в Роспотребнадзор. При нарушении строительных правил и норм – в Минстрой. Если застройщик нарушил нормы договора, то обращаться следует в суд.
  4. На управляющую компанию. Здесь тоже есть определенная специфика. Несмотря на то, что между сторонами существуют договорные отношения, практически любое нарушение со стороны УК автоматически нарушает законодательство о правах потребителей, а также правительственные нормативные акты. Поэтому подавать жалобу можно в Роспотребнадзор, управляющую компанию, прокуратуру и Минстрой.
  5. На работодателя о невыплате зарплаты следует жаловаться в трудовую инспекцию. При подтверждении нарушений, трудинспекция готовит и направляет в суд заявление о взыскании средств. Такое положение вещей является выгодным для работника, поскольку в этом случае не придется тратить средства на адвоката. Если же нарушение связано с невыплатой зарплаты, то можно будет обойтись и без суда – трудовая инспекция вправе принять решение о принудительном взыскании средств через приставов.
  6. На судебных приставов. Подавать жалобу следует в прокуратуру и Министерство юстиции. Лучше направить запрос в оба ведомства, тогда шансы на благоприятный исход увеличатся.
  7. На полицейских. В данном случае жаловаться можно как в прокуратуру, так и вышестоящему начальству нарушителя. В случае, когда незаконные действия полицейских причинили ущерб человеку, то возмещать его будут из бюджетных средств.
  8. Коллективная жалоба. Нередко люди думают, что если жалоба соберет несколько десятков подписей, то представители власти испугаются и пойдут на поводу у заявителей. В действительности же сила коллективной жалобы сопоставима с одиночной. И это при том, что для сбора подписей потребуется больше времени. Поэтому с точки зрения закона абсолютно неважно, сколько человек подписали жалобу.
  9. Обращение в военную прокуратуру. Этот вариант подходит для военнослужащих и членов их семей.

Какие требования предъявляются к жалобе

Процесс составления жалобы может вызвать у рядового человека кучу вопросов. Разберемся в основных требованиях к данному документу.

Форма

Действующее законодательство не устанавливает каких-либо форм для создания жалоб. То есть, человек может писать так, как ему удобно. Хотите – берите бумагу формата А4 или же ограничьтесь обычным листком в клетку. Также можно отправить жалобу по электронной почте или же использовать форму для подачи обращений на сайте госоргана. Все эти обращения будут иметь равную силу.

Содержание и структура

Правильно составленная жалоба должна содержать следующие реквизиты:

  1. Наименования госоргана или органа местного самоуправления, в который подается документ. Если жалоба отправляется через портал госуслуг или специальную форму на сайте, то шапка заполняется автоматически.
  2. ФИО и должность адресата (если документ пишется на имя конкретного чиновника). Закон не требует обязательного указания данных получателя. По умолчанию жалоба попадает к руководителю отдела, который самостоятельно решает, кто именно из его подчиненных будет заниматься ответом.
  3. ФИО заявителя, его адрес и адрес электронной почты, на который впоследствии придет ответ. Следует понимать, что анонимные жалобы не рассматриваются.
  4. Текст документа. Здесь вкратце описываем, что именно произошло и какие меры следует предпринять.
  5. Если жалоба оформляется в бумажном виде, то потребуется личная подпись заявителя. В случае, если отправка происходит посредством госуслуг, то документ будет подписан электронной подписью.
  6. Дата создания документа.

При наличии у заявителя доказательств нарушения прав, их следует приложить к жалобе. Речь идет о фото, видео, аудиозаписях, скринах переписки, бумажных документах и т. д. Также в качестве доказательной базы могут использоваться заявления свидетелей, ответы на ранее поданные обращения и т. д.

Закон не определяет каких-либо специальных требований к расположению реквизитов в жалобе, ширине полей, типу шрифта, межстрочному интервалу и т. д. Поскольку такие обращения составляются обычными гражданами, то знание основ делопроизводства не требуется. Однако заявителю важно сделать так, чтобы текст его обращения был читаемым.

Одна из распространенных ошибок – попытка написать жалобу, используя юридический язык. Следует понимать, что юридическая терминология вряд ли удивит чиновника, но читаемость текста при этом снизится. Поэтому если гражданину известно, какие именно нормы были нарушены, ему достаточно будет просто сослаться на них. Если же составитель не подкован юридически, ему достаточно будет просто описать факт нарушения доступным языком, не уходя в дебри юридической терминологии.

О чем в жалобе писать не следует

В своем обращении заявитель может сколько угодно критиковать чиновников. При этом не следует переходить на оскорбления. Также недопустимо использование нецензурных выражений. На такую жалобу просто не ответят.

В рассмотрении будет отказано, если почерк заявителя является нечитаемым. Также жалоба будет отклонена, если ФИО или адрес гражданина являются нечитаемыми или же госслужащие не понимают, чего именно хочет человек.

Жалобу следует писать кратко, максимально сухим и доступным языком, избегая эмоций. Не следует использовать обороты, вроде: «Сколько можно издеваться над простым рабочим народом?». Экспрессия здесь ни к чему. Абстрактность – тоже. Важно, чтобы в жалобе звучала конкретная просьба, а не вопрос или возмущение.

Грамотно составленный документ не содержит восклицательных или вопросительных знаков. Здесь есть лишь требования конкретных действий. Например, навести порядок во дворе или привлечь к ответственности виновных.

Об анонимных жалобах

Анонимные жалобы – это не редкость. Многие люди предпочитают не указывать информацию о себе по причине страха или банального нежелания связываться с госслужащими. Но нужно понимать, что такие жалобы попросту не будут рассмотрены. Чиновники попросту не будут отвечать на запрос, где отсутствует фамилия заявителя. Кроме того, некоторые люди не оставляют никаких контактных данных, а потому даже при всем желании им не могут ответить.

Не следует бояться того, что после прочтения жалобы чиновники начнут хуже относиться к заявителю. Последнего защищает закон, который запрещает преследовать того человека, который на что-либо жалуется. Также запрещено разглашать те сведения, которые были указаны в обращении. Например, чиновник не имеет право выложить текст жалобы на своей странице в соцсети.

Жалобу обязаны принять

На данный момент в законе отсутствуют основания для правомерного отказа в приеме жалобы. То есть, документ должны рассмотреть в любом случае. А вот каким будет ответ – зависит от обстоятельств.

Как правило, когда человек обращается в госорган лично, от него пытаются всячески избавиться. При этом никто не говорит ему прямо о том, что жалобу принимать не будут. Однако гражданина начинают гонять по кабинетам, и он вынужден рассказывать свою историю каждому чиновнику. В ответ же ему говорят, что нужно пройти к другому специалисту, который принимает на девятом этаже, и как назло, лифт сейчас не работает. И так практически до бесконечности. В итоге же может оказаться, что нужный человек находится в отпуске. Он обязательно разберется в проблеме. Главное – дождаться.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, не стоит тратить время на переговоры с чиновниками. Лучший вариант – отправлять жалобу в письменном виде. Подавать ее следует в секретариат, требуя регистрационный номер. Также можно отправить жалобу заказным письмом с уведомлением о вручении.

На что можно жаловаться

На первый взгляд кажется, что жаловаться можно на что угодно. В действительности же далеко не все так просто. Главное здесь – получить результат, то есть, призвать чиновников к соблюдению закона. Поэтому в первую очередь жаловаться следует на нарушение своих прав.

Например, в Коломне не было мест, куда можно было сдать градусники и лампы, содержащие ртуть. Поэтому их складывали в обыкновенные картонные коробки. На обращения эковолонтеров чиновники лишь разводили руками, говоря, что помочь не могут.

Проблема часто обсуждалась в соцсетях, и в результате начала освещаться в СМИ. Одна жительница города устала от бездействия властей и пожаловалась в департамент городского хозяйства. Она жаловалась на чиновников, которые бездействовали в ответ на просьбы горожан найти способ безопасно утилизировать градусники.

В своем обращении женщина указала на нарушение прав граждан и попросила это исправить. Спустя 10 дней чиновники дали официальный ответ, а еще через две недели в городе появились безопасные контейнеры нового образца.

Таким образом, правильно поданная жалоба может повысить качество жизни в регионе. И если человек не знает, куда именно стоит жаловаться, он может обратиться сразу в несколько ведомств. В итоге обращение или переправят конечному адресату, или пояснят гражданину, к кому именно ему следует отправлять запрос.

Задайте вопрос эксперту-юристу БЕСПЛАТНО!

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант
Бесплатная горячая линия 24/7

8 (800) 301-37-30

по всей России

 

+7 (495) 128-74-20

Для жителей Москвы и МО

+7 (812) 507-64-25

Для жителей Спб и области