Бесплатная горячая линия

Можно ли вернуть деньги за отопление в квартире

Зимы в РФ суровые, и нередко граждане жалуются на холод в квартирах. Однако бывает и наоборот, когда коммунальщики явно перестарались, и температура в жилых помещениях доходила до 28-30 градусов. И на первый взгляд жильцов такого дома можно считать счастливчиками, ведь пока другие мерзли, в их квартирах царила африканская жара.

Но излишнее тепло так же может доставлять дискомфорт: в комнате становится сухо, растения засыхают, а потому приходится покупать увлажнители и регулярно проветривать помещение. Кроме того, за летнюю жару зимой приходится платить, что может сильно ударить по кошельку.

Ниже мы поговорим о том, как вернуть деньги за отопление в квартире, если коммунальщики откровенно перестарались.

Как должно быть

Требования к качеству отопления определяются правилами предоставления коммунальных услуг. В соответствии с ними температура воздуха в жилых помещениях должна составлять 18-22 градуса. Для угловых комнат норматив составляет в пределах 20-24 градусов.

В соответствии с санитарными нормами, находиться в помещении при температуре выше 24 градусов может быть опасно для здоровья. Таким образом, суммарная температура в квартире должна быть не ниже 18 и не выше 24 градусов. Оптимальным показателем будет 22 градуса.

Закон о защите прав потребителей гарантирует гражданам право на безопасные и качественные услуги ЖКХ. Соответственно, холод или жара в квартире – это повод требовать от коммунальщиков вмешательства в ситуацию. Если вина последних будет доказана, то потерпевшему гражданину должны будут компенсировать расходы на некачественное отопление, возместив имущественный и моральный вред.

Если в течение отопительного сезона у гражданина в квартире было слишком тепло, он может отстоять свои права. Но нужно быть готовым к тому, что процесс этот окажется дольше и сложнее, чем ожидается изначально.

Первый шаг – попытка решить проблему мирным путем

Многие граждане при малейших ошибках со стороны коммунальщиков решают идти в суд. Однако судебное разбирательство – это крайняя мера, а потому человек, недовольный качеством предоставленных услуг, должен попробовать решить проблему мирным путем. Для этого можно обратиться на интернет-портал, где граждане общаются с местными властями.

Подобная заявка будет передана представителям уполномоченного госоргана, которые будут обязаны связаться с гражданином для решения проблемы. В данном случае это будут сотрудники городской теплосети. И чаще всего они делают все возможное, чтобы избежать ответственности. Например, гражданина приглашают осмотреть индивидуальный тепловой пункт, расположенный в подвале. Затем они предлагают ему подписать акт.

Гражданин может поставить свою подпись на документе, указав, что он не имеет достаточной квалификации для проверки работы индивидуального теплового пункта. Однако местным властям чаще всего достаточно лишь подписи жильца, а его просьбу они попросту игнорируют.

В этом случае можно обратиться к УК, которая занимается обслуживанием дома, попросив снизить температуру теплоносителя. Иногда этот вариант срабатывает, но чаще всего гражданину посоветуют соблюдать режим проветривания, установить терморегуляторы или же инициировать проведение собрания собственников с целью изменить температурный режим.

И если ни один из этих вариантов заявителя не устраивает, он имеет полное право обратиться в суд. По закону жильцы не должны за свои деньги устранять недостатки, допущенные коммунальщиками. И если температура батарей является недостаточной или же излишней, гражданин может отстаивать свои права в суде.

Подготовка к суду

В соответствии со статьей 161 ЖК РФ, если дом находится в ведении управляющей компании, то именно она несет ответственность за качество коммунальных услуг. Поэтому гражданин может потребовать от представителей УК замерить температуру в его квартире и документально подтвердить превышение норм.

Чтобы воздействовать на управляющую компанию, действовать нужно по закону. Для этого обращаемся в аварийную службу, заявив о проблемах с отоплением. Далее нужно зафиксировать ФИО сотрудника, принявшего обращение, время и дату.

Сотрудник аварийной службы должен согласовать с заявителем время проверки. В этот день в квартиру к гражданину должны прийти два представителя УК с инфракрасным термометром. По результатам проверки они составляют акт, в котором указывают дату проведения изменений и перечисляют выявленные нарушения.

Пункт о теплых полах: почему он важен

Когда представители управляющей компании составят акт, они дадут его владельцу квартиры на подпись. Важно внимательно изучить содержимое данного документа.

В правилах предоставления коммунальных услуг сказано о том, что исполнитель будет освобожден от ответственности, если ему удастся доказать, что нарушение произошло по вине потребителя или ввиду обстоятельств непреодолимой силы.

Таким образом, если гражданин поменял радиаторы в квартире или же установил теплые полы, то представители УК могут настаивать на том, что перетоп произошел по его вине. Если же владелец квартиры не делал ничего подобного, это следует отразить в акте.

Мало того, даже если человек действительно сменил батареи, управляющей компании придется доказать тот факт, что именно это негативно повлияло на качество отопления. Оценить связь между возникшей жарой и ремонтом сможет только экспертиза.

Составляем собственный акт

В соответствии с пунктом 109 правил предоставления коммунальных услуг, в акте должна присутствовать следующая информация:

  • точное время проверки;
  • использованные инструменты;
  • методы проверки.

Если в акте управляющей компании нет хотя бы одного из этих пунктов, то лучше будет перестраховаться, составив свой собственный акт. Для этого потребуется тепловизор и двое соседей в качестве свидетелей. Такая проверка должна проводиться в присутствии председателя ТСЖ.

Если документ будет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, он будет считаться допустимым доказательством в суде.

Проверка жилищной инспекции

Чтобы доказать тот факт, что качество отопления в квартире не соответствует установленному уровню, можно попросить представителей жилинспекции провести проверку. По ее результатам сотрудник госоргана составляет акт. Далее жилищная инспекция может выдать управляющей компании предписание с требованием устранить нарушение качества коммунальной услуги.

Чтобы усилить свою позицию в суде, гражданин может направить жалобу в Роспотребнадзор. Сотрудники данной организации также проведут собственные проверки. Если в результате выяснится, что УК нарушила права гражданина, против нее будет возбуждено административное дело с наложением штрафа.

Составляем иск

Чтобы обратиться в суд, гражданин должен подготовить исковое заявление. В нем он должен указать следующую информацию:

  • данные суда;
  • информация об истце и ответчике;
  • суть проблемы (коротко описываем ситуацию с излишним отоплением);
  • ссылка на нормативные акты, которые подтверждают правоту заявителя;
  • просьба решить проблему и вернуть переплату за отопление;
  • список приложений;
  • подпись заявителя, дата.

К иску следует приложить все документы, которые подтверждают попытки решить проблему мирным путем. Это могут быть следующие бумаги:

  1. Акты о превышении температуры.
  2. Письмо местных властей, уведомляющее о том, что на границе дома тепловая энергия находится в норме.
  3. Письмо представителей Роспотребнадзора о возбуждении административного дела.
  4. Квитанции об уплате отопления.

В иске можно требовать компенсацию как материального, так и морального ущерба. Гражданин может назвать практически любую сумму – верхнего предела нет. Но при этом следует понимать, что суд самостоятельно определит размер компенсации, изучив материалы дела. Например, компенсация морального ущерба редко составляет более 50 тысяч рублей. Чаще всего истцы получают до 10 тысяч рублей.

В иске можно требовать возврата стоимости отопления за весь отопительный сезон. Скорее всего суд снизит и эту сумму. Например, если составлением актов истец начал заниматься только в марте, то ему могут присудить возврат лишь за последние месяцы.

В ходе досудебного разбирательства гражданин может предложить управляющей компании возместить стоимость уплаченного отопления в добровольном порядке. И если представители УК пойдут на встречу владельцу квартиры, то проблему удастся разрешить без обращения в суд. Однако на практике такие требования чаще всего игнорируются. Тогда гражданин может передать свои требования в суд.

Например, житель Санкт-Петербурга подал иск на УК, требуя возместить ему расходы на отопление. Также он требовал компенсации морального ущерба, неустойку и штраф, начисленный на основании закона о защите прав потребителей.

Судья признал требования обоснованными, но итоговую сумму выплат снизил. Изначально мужчина требовал около 85 тысяч рублей компенсации, но получил только 17 тысяч. Кроме того, рассмотрение дела заняло более года. Процесс затянулся ввиду бумажной волокиты и судебных ошибок.

Если в исковом заявлении была допущена ошибка

Чтобы избежать ошибок в иске, его составление лучше всего доверить профильному юристу. Однако услуги таких специалистов не бесплатны, а потому большинство граждан составляют исковые заявления самостоятельно.

Последствия ошибок в иске могут быть различными. Чаще всего судья попросту вернет заявление истцу. Поэтому следует дождаться, пока судья ознакомится с материалами дела и примет решение.

Последствия ошибки в иске могут быть следующими:

  1. Судья не принял иск. В этом случае новое исковое заявление гражданин сможет подать лишь в том случае, если он сменит предмет, основания иска или же ответчика. Также он вправе подать частную жалобу на определение об отказе.
  2. Иск возвращается гражданину. Это наиболее распространенная ситуация. Исковое заявление можно подать повторно, устранив указанные недостатки.
  3. Дело оставили без движения. Истцу будет направлено определение с указанием ошибок и срока, в течение которого их нужно устранить. Если ошибка была допущена в тексте, необходимо оформить дополнение к иску. При недостатке приложений, истцу просто потребуется дополнить их список.
  4. Судья назначает дату подготовки к судебному разбирательству. В этом случае истца пригласят участвовать в деле. Далее события будут развиваться в зависимости от самой ошибки.

Если иск составлен в соответствии с общими правилами, судья назначит дату слушаний. Истцу останется лишь посещать заседания, ожидая вынесения вердикта.

Задайте вопрос эксперту-юристу БЕСПЛАТНО!

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант
Бесплатная горячая линия 24/7

8 (800) 301-37-30

по всей России

 

+7 (495) 128-74-20

Для жителей Москвы и МО

+7 (812) 507-64-25

Для жителей Спб и области