Бесплатная горячая линия

Мошенничество в ЖКХ

Частная собственность на недвижимость потребовала передачи обслуживания многоквартирных домов также в частные руки. Сегодня вся сфера ЖКХ в России передана управляющим компаниям. Это выгодный бизнес, с гарантированной прибылью, но некоторым владельцам таких компаний, оказывается мало тех денег, что они могут получить законно. А учитывая, что обслуживание коммунальных объектов даёт возможность легко и много заработать на обмане, то руководство УК этим активно пользуется.

Нюансы мошенничества

Основная специфика нелегального заработка в сфере ЖКХ связана со сложностями в доказывании мошенничества. Поскольку управляющая компания действительно выполняет работы по обслуживанию дома, то очень сложно документально подтвердить факт отличия объёма выполненных работ и заявленных в отчётных документах. А именно на этом несоответствии основаны приписки в квитанциях ЖКХ.

Кроме того, нередко для мошенничества в ЖКХ создаются фирмы-однодневки, которые выступают в роли контрагента по договорам на выполнение определённых работ. Получив деньги, фирму просто ликвидируют. Доказать, что это было сделано по сговору с директором управляющей компании, перечислившей деньги, крайне сложно.

Для этого нужно иметь документальное подтверждение того, что эта фирма-контрагент изначально не могла выполнить работы, за которые получала деньги, и что директор УК об этом знал. На практике, таких доказательств обычно не существует.

Как обманывают жильцов?

Мошенничеством могут заниматься, как должностные лица, так и рядовые работники, и даже посторонние люди. Среди субъектов мошенничества в ЖКХ выделяют:

  • Сотрудников и владельцев управляющей компании.
  • Руководство товарищества жильцов.
  • Третьих лиц.
  • Квартиросъёмщиков.

Распространены следующие схемы мошеннических действий:

  • Приписки в квитанциях на оплату услуг и работ.
  • Несоответствие оплаты и объёма выполненных работ.
  • Присвоение разницы между реальным и нормативным расходом энергоресурсов.
  • Подделка платёжных документов.
  • Использование платежей в личных целях.
  • Банкротство управляющей компании с переводом всех денег на счета фирм-однодневок. Их также ликвидируют вслед за управляющей компанией.

управляющая компания

Многие методы обмана предполагают, что жильцы не владеют знаниями, позволяющими оценить произведённые работы и их реальную стоимость. К тому же часто люди просто оплачивают все квитанции, найденные в почтовом ящике, и не смотрят за что конкретно они платят.

Обман со стороны управляющих компаний

Хотя мошенничеством в ЖКХ занимаются и посторонние люди, именно работники управляющих компаний имеют больше всего возможностей для этого. Их главное преимущество в том, что большинство схем обмана легко прикрыть реальными работами.

Нереальная стоимость работ

Жильцы, как правило, не могут точно определить стоимость тех или иных работ по обслуживанию дома. Компания-исполнитель всегда может объяснить стоимость ставкой прибыли, подорожанием материалов или их заявленным качеством. Всё это может быть подтверждено бухгалтерской отчётностью так, что подкопаться будет крайне сложно.

Отдельная сфера мошенничества в ЖКХ – проведение капительного ремонта дома. На это государство выделяет деньги. Но поскольку объём работ очень большой, то по их завершении будут видны далеко не все результаты, указанные в смете. Соответственно, проверить работы, которые проводились на ранних этапах ремонта, практически невозможно. Не менее сложно оценить качество материалов, использованных управляющей компанией. Ещё один способ «сэкономить» – нанять нелегальных рабочих.незаконное подключение к сети

В результате таких действий до 50% денег, выделенных на капитальный ремонт, могут стать прибылью УК, хотя по документам она будет значительно меньше.

Мошенничество с постоянными работами

Обслуживание дома и окружающей его территории предполагает выполнение ряда работ из месяца в месяц. Управляющая компания составляет годовой график таких работ и их смету. При достаточно небольших приписках в квитанции за такие работы, подавляющее большинство жильцов не заподозрит обман. Тем временем, даже получение дополнительных 100 рублей с квартиры, с целого дома превратится в тысячи рублей. А на балансе УК обычно несколько многоквартирных домов.

Манипуляции с нормами расхода энергоресурсов

В большинстве домов отсутствует общедомовое оборудование учёта расхода тепла. И управляющие компании не заинтересованы его устанавливать. Объясняется это просто – нормы расхода рассчитаны на основании возраста дома. Но после утепления фасадов или установки новых окон самими жильцами, во многих квартирах расход снизился. И между реальными затратами энергии и нормами затрат появляется ощутимая разница, которую присваивает руководство УК.

Использование денег жильцов

Сроки перечисления платежей жильцов поставщикам энергоресурсов строго не оговорены. Нередко управляющие компании оформляют договора так, чтобы между выплатами жильцов и оплатой поставщикам был запас времени. Кроме этого, УК могут просто затянуть перечисление денег на месяц-два. На это время деньги инвестируют для получения процентов. Так компания зарабатывает 2-3% от вложенной суммы, что в размерах дома может составлять до 300 тысяч рублей.

Подделка квитанций

Это одна из самых простых схем мошенничества в ЖКХ. Именно поэтому ею пользуются даже те преступники, которые не имеют доступа к иным способам обмана жильцов.

Суть схемы в изготовлении платёжек, похожих на реальные всем, кроме данных расчётного счёта. В результате жильцы платят по ним, думая, что оплачивают реальные работы управляющей компании, а в результате, их деньги уходят на счета мошенников.

Обман со стороны жильцов

Не только УК или третьи лица, но и сами жильцы порой пытаются заработать нечестные деньги. Простейший способ – искажение данных измерительных приборов. Для этого:

  • Можно создать дополнительное сопротивление в механизме счётчика, из-за которого он будет вращаться медленнее.
  • Можно разобрать счётчик и изменить его показания.

Конечно, прибыль с такого мошенничества несоизмерима с той, что получает УК, но и в этом случае люди нарушают закон.

Ответственность за мошенничество в ЖКХ

Несмотря на сложность с доказательством обмана в сфере коммунального хозяйства, в суды такие дела всё же попадают. Обычно судьи трактуют их как предпринимательство с умышленным неисполнением договора. Такие действия будут квалифицированы по статье УК РФ №159.4.

Но данная статья будет применена к фактам мошенничества, произошедшим до 12 июня 2019 года. Если ущерб от действий преступников превышает 6 миллионов рублей, то им будет грозить наказание в виде лишения свободы до 5 лет с дополнительным ограничением ещё на 2 года. Срок давности по такому делу равен 6 годам.

Если же факт мошенничества произошёл после 12 июня, то он будет квалифицирован по новой редакции 159 статьи. В этом случае, если ущерб больше миллиона рублей, то тюремный срок может достигать 10 лет, как и срок давности по делу.

Жалобы на мошенников

Самый простой вариант защиты своих прав от нарушений со стороны управляющей компании – подача жалобы в Жилищную инспекцию. Но это имеет смысл только при нарушениях качества работ. Инспекция проверит УК и обяжет исправить недочёты. Мошеннические действия находятся не в её компетенции.

Ещё одна инстанция – Роспотребнадзор. Эта организация занимается защитой прав потребителя, поэтому если есть доказательства нарушения прав жильца, стоит обращаться туда.

Но дела о мошенничестве касаются нарушения уголовного законодательства. Следить за исполнением законов уполномочена Прокуратура. Поэтому именно в этот госорган стоит подавать жалобу о мошенничестве в ЖКХ. Важно подкрепить её конкретными доказательствами, на основании которых прокурор сможет провести проверку и возбудить уголовное дело в случае подтверждения нарушений закона.

Задайте вопрос эксперту-юристу БЕСПЛАТНО!

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант
Бесплатная горячая линия 24/7

8 (800) 301-37-30

по всей России

 

+7 (495) 128-74-20

Для жителей Москвы и МО

+7 (812) 507-64-25

Для жителей Спб и области